11.10.2019

О требованиях законодательства при расчетах за отопление в многоквартирных домах

11.10.2019 184 Прокуратура информирует

О требованиях законодательства при расчетах за отопление в многоквартирных домах

Вопросы размера платы за коммунальные услуги регулируются статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В Правилах подробно описаны вопросы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, приведены методики расчетов.

С 1 января 2019 года внесены поправки в Правила в части расчета стоимости отопления. Так, изменились формулы расчета, отопление поделено на индивидуальное и общедомовое, введено новое понятие «площадь мест общего имущества» и другие изменения.

Самым главным изменением можно назвать новую формулу расчета, предусматривающую расчеты в случаях, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепла и, когда хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Здесь размер платы складывается из двух частей: это плата за тепловую энергию, потребленную в помещении, и плюс плата за тепло на общедомовые нужды.

Кроме того, для помещений, в которых отсутствуют радиаторы отопления, и которые имеют собственные источники тепловой энергии, также появилась возможность производить плату с учетом их фактического потребления тепла в своих помещениях.

Этому предшествовало решение Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в июле 2018 года. Суд пришел к выводу, что ущемляются права собственников, чьи квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета тепла.

Таким образом, собственник любого помещения в многоквартирном доме в любой момент может оборудовать свое помещение индивидуальным прибором учета отопления, после чего исполнитель обязан будет учитывать показания этого прибора в своих расчетах.

Для домов, где нет помещений, собственники которых отказались от централизованного отопления и перешли на индивидуальные источники тепла, или, где есть помещения, которые не являются общим имуществом и в этих помещениях в принципе не предусмотрено наличие приборов отопления, фактически ничего не изменилось.

Размер платы за отопление рассчитывается по специальным формулам, предусмотренным для разных случаев. Эти формулы приведены в приложении к Правилам предоставления коммунальных услуг. Для применения той или иной формулы необходимо учитывать следующее:

- в течение какого периода происходит расчет размера платы: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года;

- наличие или отсутствие общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме;

- наличие или отсутствие в квартирах и нежилых помещениях индивидуальных приборов учета тепла;

- способ подачи тепловой энергии в многоквартирный дом (в готовом виде по централизованным сетям или тепло производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома).

При внесении платы за отопление равными долями в течение календарного года, если в многоквартирном доме установлены общедомовые приборы учета тепла, плата начисляется исходя из среднемесячного объема потребления по показаниям приборов учета за предыдущий год. Если дом не оборудован таким прибором, то при расчете нужно исходить из норматива потребления коммунальной услуги.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2016 года №337 на территории республики оплата коммунальной услуги за отопление осуществляется ежемесячно равными долями.

По итогам года размер платы за отопление должен корректироваться по фактически выставленным счетам ресурсоснабжающей организации, что делается не всегда добровольно.

К примеру, прокуратурой города Якутска выявлено, что ООО «Север-Строй» до 01.01.2019 осуществляло управление многоквартирным жилым домом и являлось исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, в том числе по отоплению.

Дом с октября 2017 года оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии, плата за услуги по отоплению взималась равномерно в течение всего календарного года, в связи с чем у Общества возникла обязанность по осуществлению корректировки платы за коммунальную услугу.

В нарушение норм жилищного законодательства данная обязанность ООО «Север-Строй» не исполнена, в связи с чем прокуратура города внесла представление в адрес генерального директора управляющей организации.

По представлению прокуратуры произведена корректировка платы за отопление в размере свыше 2 млн. руб.

Основываясь на Правилах предоставления коммунальных услуг, потребители вправе требовать перерасчет за отопление, когда температура в квартире ниже +18 градусов, а в угловых помещениях – ниже +20 (если на улице температура ниже -31, то показатели повышают на плюс два градуса). Даже в случае чрезвычайной ситуации период отсутствия тепла в квартире не может превышать суммарно 24 часов за 30 дней, а единоразовое отключение тепла не может быть больше 16 часов.

По заявлению потребителя представители компании в течение двух часов должны посетить адрес для составления акта.

Каждый дом индивидуален - по системам инженерных коммуникаций, этажности, площади, показаний приборов учета, количеству проживающих, поэтому у всех разные суммы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Если у граждан возникают сомнения в правильности начисления платы, они вправе обратиться за разъяснением в свою управляющую организацию. В случае, если ответ на заявление не будет получен либо полученная информация не удовлетворит, гражданин может обратиться в орган государственного жилищного надзора.

Законодательством предусмотрены штрафные санкции за неправильно начисленную плату за коммунальные услуги. Важное уточнение: штраф получает тот, кто некорректно рассчитал размер платы, а это необязательно исполнитель коммунальных услуг. Размер штрафа составляет 50% от фактического превышения.

Также можно обратиться в Роспотребнадзор при отказе в предоставлении коммунальных услуг или в случае неправильного расчета, вызванного некачественным оказанием услуг.

В прокуратуру по месту жительства можно обращаться, когда контролирующий орган не предпримет действий по устранению нарушений законов.

Прокуратура г. Якутска