ПРОЕКТ
ЯКУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ
от _ сентября 2022 N _
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕСТНЫХ НОРМАТИВОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК"
Часть I. Основная часть
1. Общие положения
1.1. Введение
Местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования городской округ «город Якутск» (далее – МНГП ГО «город Якутск») являются совокупностью расчетных показателей, установленных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. МНГП ГО «город Якутск» разработаны в соответствии с требованиями ч.4, ч.5 ст. 29.2. ГрК РФ и включают в себя следующие разделы:
- основную часть, устанавливающую расчетные показатели, предусмотренные ГрК РФ;
- материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования;
- правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования.
МНГП ГО «город Якутск» направлены на обеспечение: повышения качества жизни населения городского округа "город Якутск" и создание градостроительными средствами условий для обеспечения социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) гражданам, включая маломобильные группы населения; в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории.
Жизнедеятельность человека — это способ его существования, основанный на повседневной деятельности и отдыхе. Жизнедеятельность протекает в постоянном контакте со средой обитания. Благоприятными условиями являются такие параметры окружающей среды человека, которые позволяют создать наилучшие условия его жизнедеятельности.
МНГП ГО «город Якутск» входят в систему нормативных правовых актов, регламентирующих градостроительную деятельность на территории городского округа "город Якутск".
1.2. Предмет нормирования
Нормативы градостроительного проектирования городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения городского округа.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в МНГП ГО «город Якутск» нормированию подлежат объекты местного значения городского округа, относящиеся к следующим областям:
- Коммунальная инфраструктура: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
- Транспортная инфраструктура: автомобильные дороги местного значения;
- Социальная инфраструктура: физическая культура и массовый спорт, образование;
- Обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
- Иные области в связи с решением вопросов местного значения городского округа.
Иные области в связи с решением вопросов местного значения
городского округа определены в соответствии с полномочиями органов местного
самоуправления (далее – ОМСУ) городского округа, указанных в ст. 16
Федерального закона от 06.10.2003
N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон N 131-ФЗ).
1.3. Обеспеченность населения объектами
Обеспеченность населения объектами – это количественная характеристика сети объектов социальной, транспортной и коммунальной инфраструктур, а также объектов благоустройства или иными объектами в связи с решением вопросов местного значения городского округа. Обеспеченность населения объектами устанавливается как расчетная мощность (вместимость, емкость, пропускная способность и т.д.) какого-либо вида инфраструктуры, приходящуюся на одного жителя или на определенное число (сто, тысячу и т.д.) жителей муниципального образования.
1.4. Территориальная доступность
Территориальная доступность – это пространственная характеристика сети объектов социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур и иных объектов. Территориальную доступность рассчитывают либо исходя из затрат времени на достижение выбранного объекта, либо исходя из расстояния до выбранного объекта, измеренного по прямой, или по имеющимся путям передвижения, или иным образом.
При определении показателя территориальной доступности для каждого вида объектов указывается один из следующих видов территориальной доступности в зависимости от способа передвижения по территории:
- пешеходная доступность – движение по территории, осуществляемое в условия стандартной для данной местности погоды (в пределах климатической нормы) без использования транспортных средств лицом, способным к самостоятельному передвижению, возможность использования показателя пешеходной доступности вне общественных пространств населенных пунктов и (или) вне дорог общего пользования, рекомендуется обосновывать отдельно;
- транспортная доступность – движение по территории с использованием транспортных средств, осуществляемое по улицам и дорогам общего пользования, иным транспортно-коммуникационным объектам.
Ввиду того, что транспортная доступность базируется на использовании различных видов транспорта, следует различать и отдельно указывать:
- доступность объекта общественным транспортом, предназначенным для массовой перевозки пассажиров, движущимся по дорогам общего пользования со скоростью, предписанной маршрутным расписанием. Если предполагается использование внеуличного или внедорожного общественного транспорта, рекомендуется указывать отдельно тип общественного транспорта (например, водного, авиационного или железнодорожного транспорта). При указании данного вида доступности не рекомендуется учитывать затраты времени на подход к остановкам и ожидание, также не учитывается частота движения транспорта по маршруту;
- доступность объекта индивидуальным легковым транспортом (личным, такси, иными видами) по дорогам общего пользования с максимально разрешенной ПДД скоростью;
- доступность объекта специализированным транспортом, предназначенным для перевозки определенных категорий граждан (например, машинами скорой помощи или автобусами для регулярной перевозки школьников);
- комбинированную доступность – такой вид движения по территории, который в основном осуществляется с использованием транспортных средств, но какая-то существенная часть пути осуществляется пешком. Этот тип доступности рекомендуется указывать для объектов, у которых особенности расположения или условий использования не позволяют указать только один вид доступности - пешеходной или транспортной.
Территориальная доступность выражается во временных единицах или расстоянии:
- временная доступность (часы, минуты) – способность человека при движении с расчетной скоростью с использованием указанных средств передвижения достичь объект, в котором осуществляется обслуживание, за определенное время.
- пространственная доступность (метры, километры) – расстояние, которое необходимо преодолеть с использованием указанных средств передвижения для достижения объекта, в котором осуществляется обслуживание.
1.5. Представление нормируемых показателей
Все нормируемые показатели МНГП ГО «город Якутск» представлены в табличной форме единого образца. Таблица состоит из двух крупных разделов: «Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами» и «Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности». Каждый из разделов имеет свои подразделы, которые раскрывают его содержание, в том числе размерность показателя и его численное значение. Таким образом достигается унифицированность представления нормируемых показателей.
2. Коммунальная инфраструктура
2.1. Электроснабжение населения
В соответствии с положениями ч.4 ст. 29.2 ГрК РФ подлежат нормированию объекты электроснабжение населения городского округа.
Таблица № 1 – Объекты электроснабжения населения
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
|
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
1 |
Объекты электроснабжения |
кВт ⋅ ч в год на 1 человека |
1 650 |
Ширина отступа от линий до зданий и сооружений |
м |
20 |
2.2. Теплоснабжение населения
В соответствии с положениями ч.4 ст. 29.2 ГрК РФ подлежат нормированию объекты теплоснабжение населения городского округа.
Таблица № 2 – Объекты теплоснабжения населения
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
|
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
1 |
Объекты теплоснабжения населения |
м3 / год на |
120 |
Ширина отступа от линий до зданий и сооружений |
м |
10 |
2.3. Газоснабжение населения
В соответствии с положениями ч.4 ст. 29.2 ГрК РФ подлежат нормированию объекты газоснабжение населения городского округа.
Таблица № 3 – Объекты газоснабжения населения
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
|
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
1 |
Объекты газоснабжения населения |
м3 / год на |
120 |
Ширина отступа от линий до зданий и сооружений |
м |
10 |
2.4. Водоснабжение населения
В соответствии с положениями ч.4 ст. 29.2 ГрК РФ подлежат нормированию объекты водоснабжение населения городского округа.
Таблица № 4 – Объекты водоснабжения населения
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
|
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
1 |
Объекты водоснабжения населения |
л / сут. на 1 человека |
305,8 |
Ширина отступа от линий до зданий и сооружений |
м |
5 |
2.5. Водоотведение
В соответствии с положениями ч.4 ст. 29.2 ГрК РФ подлежат нормированию объекты водоотведение городского округа.
Таблица № 5 – Объекты водоотведения
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
|
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
1 |
Объекты водоотведения |
% от водопотребления |
60 |
Ширина отступа от линий до зданий и сооружений |
м |
5 |
3. Транспортная инфраструктура
3.1. Автомобильные дороги местного значения
В соответствии с полномочиями ОМСУ городского округа, предоставляемых п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, подлежат нормированию следующие виды объектов: автомобильные дороги местного значения, парковки (парковочные места).
Таблица № 6 – Автомобильные дороги местного значения
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
|
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
1 |
Плотность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов |
км / км2 |
4 |
Не нормируется |
||
2 |
Парковочные места на муниципальных парковках |
шт. на |
50 |
Пешеходная |
метры |
? |
3.2. Иные объекты транспортной инфраструктуры
В соответствии с полномочиями ОМСУ городского округа, предоставляемых п. 7 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, подлежат нормированию следующие виды объектов: объекты организации транспортного обслуживания населения.
Таблица № 7 – Иные объекты транспортной инфраструктуры
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
|
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
1 |
Автовокзал |
шт. на |
1 |
Не устанавливается |
||
2 |
Остановочный пункт общественного пассажирского транспорта |
шт. на |
1,75 |
Пешеходная |
метры |
300 |
4. Социальная инфраструктура
4.1. Физическая культура и массовый спорт
В соответствии с полномочиями ОМСУ городского округа, предоставляемых п. 19 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, подлежат нормированию объекты физической культуры и массового спорта.
Таблица № 8 – Объекты физической культуры и массового спорта
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
|
1 |
Спортивный зал, комплекс спортивных залов в составе многофункционального спортивного комплекса, не имеющего плавательных бассейнов и ледовых площадок |
м2 на |
70 |
Комбинированная |
минут |
30 |
2 |
Плоскостное спортивное сооружение (в том числе спортивные (игровые) площадки; спортивные поля, включая футбольные поля) |
м2 на |
20 |
Комбинированная |
минут |
20 |
3 |
Стадион с трибунами |
объект на |
1,73 |
Комбинированная |
минут |
45 |
4 |
Плавательный бассейн |
м2 площади зеркала воды |
75 |
Комбинированная |
минут |
40 |
5 |
Лыжная база, лыжный комплекс |
объект на |
1,6 |
Комбинированная |
минут |
45 |
6 |
Специализированные спортивные образовательные организации, в т.ч. детско-юношеские спортивные школы |
мест на |
29 |
Комбинированная |
минут |
20 |
4.2. Образование
В соответствии с полномочиями ОМСУ городского округа, предоставляемых п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, в сфере образования нормированию подлежат следующие виды объектов: дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, организация дополнительного образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время (детский оздоровительный лагерь).
Таблица № 9 – Объекты образования
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
|
1 |
Дошкольная образовательная организация |
мест на |
75 |
Комбинированная |
минут |
15 |
2 |
Общеобразовательная организация |
мест на |
150 |
Специализированным транспортом |
минут |
15 |
3 |
Организация дополнительного образования |
мест на |
100 |
Комбинированная |
минут |
45 |
4 |
Коррекционные школы, школы-интернаты, в т.ч. для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении для детей-сирот и пр. |
мест на |
2 |
Специализированным транспортом |
минут |
120 |
5 |
Детский оздоровительный лагерь |
объект на |
3 |
Транспортная |
минут |
30 |
5. Обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО
В соответствии с полномочиями ОМСУ городского округа, предоставляемых п. 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, подлежат нормированию объекты по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таблица № 10 – Объекты обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
|
1 |
Объект размещения отходов |
объект на городской округ |
1 |
Транспортная доступность |
минут |
120 |
2 |
Объект по обработке отходов |
объект на городской округ |
1 |
Транспортная доступность |
минут |
120 |
6. Объекты благоустройства территории
В соответствии с положениями ч.4 ст. 29.2 ГрК РФ подлежат нормированию объекты благоустройства территории городского округа.
Таблица № 11 – Объекты благоустройства территории
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
|
1 |
Площадь озелененных территорий общего пользования |
м2 |
5,6 |
не нормируется |
||
2 |
Парк культуры и отдыха (муниципальный) |
шт. на |
1 |
Транспортная |
минут |
60 |
3 |
Велопешеходная дорожка |
км на |
1 |
не нормируется |
7. Иные объекты, связанные с решением вопросов местного значения
7.1. Библиотечное обслуживание населения
В соответствии с полномочиями ОМСУ городского округа, предоставляемых п. 16 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, подлежат нормированию объекты по организации библиотечного обслуживания населения.
Таблица № 12 – Объекты библиотечного обслуживания населения
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
|
1 |
Объект культурно-просветительного назначения (библиотека) |
объект на |
1 |
Транспортная доступность |
минут |
60 |
7.2. Организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры
В соответствии с полномочиями ОМСУ городского округа, предоставляемых п. 17 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, подлежат нормированию объекты по организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры.
Таблица № 13 – Объекты организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
|
1 |
Объект культурно-досугового (клубного) типа |
объект на |
1 |
Комбинированная |
мин |
30 |
2 |
Зрелищная организация: театр, концертный зал, кинотеатр |
шт. на |
1 |
Комбинированная |
мин |
30 |
7.3. Формирование и содержание муниципального архива
В соответствии с полномочиями ОМСУ городского округа, предоставляемых п. 22 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, подлежат нормированию объекты муниципального архива.
Таблица № 14 – Объекты формирования и содержания муниципального архива
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
|
1 |
Муниципальный архив |
объект на муниципаль-ное образование |
1 |
Не нормируется |
7.4. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения
В соответствии с полномочиями ОМСУ городского округа, предоставляемых п. 23 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, подлежат нормированию объекты организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Таблица № 15 – Объекты организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения
№ |
Показатель минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
||||
Показатель обеспеченности объектами |
Размерность обеспеченности |
Численное значение |
Тип территориальной доступности |
Размерность доступности |
Численное значение |
|
1 |
Бюро ритуальных услуг |
объект на |
1 |
Не нормируется |
||
2 |
Кладбище |
га на 10 000 человек |
5 |
Не нормируется |
Часть II. Материалы по обоснованию
8. Вводная часть к материалам по обоснованию
8.1. Характеристика и физико-географическое положение ГО «Город Якутск»
Город Якутск – столица Республики Саха (Якутия), является
административным, промышленным, транспортным, культурным и научным центром
республики. Якутск – самый крупный город мира в зоне многолетнемерзлых пород,
расположенный севернее
62-й широты, на левом берегу р. Лены.
ГО «Город Якутск» находится в зоне распространения вечномерзлых грунтов. По строительно-климатическому районированию территория города относится к зоне IA и характеризуется как ограниченно благоприятная для строительства зданий и сооружений. В соответствие с медико-географического районирования ГО «Город Якутск» относится к дискомфортной зоне, так как менее 50% дней в году имеют благоприятную для жизни человека погоду.
Климат города Якутска резко-континентальный. Для данной зоны характерны продолжительная холодная зима и короткое жаркое лето. Средняя месячная влажность наиболее холодного месяца – 73%. Средняя месячная влажность наиболее теплого месяца – 60%. В холодное время года температура может опускаться до -54°C. В городском округе один из самых продолжительных в Российской Федерации отопительных сезонов – 256 суток.
8.2. Административное деление ГО «Город Якутск»
Общая площадь территории городского округа – 3600 км2, из них 265 км2 в границах населенных пунктов. В состав городского округа «Город Якутск» входят одиннадцать населенных пунктов, в том числе десять сельских.
Таблица № 16 – Населенные пункты в составе городского округа «Город Якутск»
№ |
Наименование и тип населённого пункта |
Площадь |
Население (число) |
1 |
Владимировка село |
125 |
132 |
2 |
Капитоновка село |
418 |
949 |
3 |
Кильдямцы село |
560 |
662 |
4 |
Маган село |
1804 |
1840 |
5 |
Пригородный село |
478 |
1507 |
6 |
Старая Табага село |
409 |
688 |
7 |
Сырдах село |
670 |
797 |
8 |
Табага село |
700 |
3325 |
9 |
Тулагино село |
1344 |
1660 |
10 |
Хатассы село |
1660 |
5222 |
11 |
Якутск город |
18 360 |
330 615 |
8.3. Демографический состав ГО «Город Якутск»
На 1 января 2022 г. на территории городского округа проживает 357 698 человек, эта цифра является определяющей для проверки большинства показателей. В составе городского округа 341 221 человек проживает в городской местности и 16 477 – в сельской местности. Стратегия СЭР ГО «Город Якутск» определят прогнозную численность населения в количестве 400 000 человек. В динамике численности населения наблюдается устойчивая тенденция к его росту, так за период с 2011 по 2021 г.г. оно увеличилось на 60 204 человек. Формирование населения происходит за счет естественного и миграционного приростов. Сохраняется положительная динамика естественного прироста населения, в том числе за счет роста рождаемости. Число рождений возросло с 3100 в 2000 г. до максимального значения рождений 5535 чел. в 2016 г. В городе отмечается заметное понижение уровня смертности населения. За период с 2000 по 2017 г.г. оно составило 26,2% (с 9,9 случаев смерти на 1000 жителей в 2000 г. до 6,3 в 2017 г.), что ниже среднереспубликанского показателя смертности населения (7,8%).
8.4. Цели и ключевые вызовы в развитии ГО «Город Якутск»
Миссия городского округа «Город Якутск», согласно Стратегии
социально-экономического развития городского округа «Город Якутск» на период до
2032 года
(далее – Стратегия СЭР ГО «Город Якутск»):
- исторический центр на северо-востоке России;
- центр циркумполярной духовности и культуры;
- центр православия на территории Дальнего Востока;
- крупный научный центр;
- центр высшего образования на северо-востоке России;
- транспортно-логистический центр на северо-востоке России;
- центр международных экономических связей;
- энергетический центр Дальнего Востока;
- туристический центр.
Миссия города Якутска к 2032 году как лучшего для жизни человека города в мире на вечной мерзлоте, согласно Указу главы Республики Саха (Якутия) «О развитии города Якутска – столицы Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года». Для реализации миссии установлены следующие направления:
- комфортная и устойчивая городская среда – достойная жизнь на Севере;
- развитие инфраструктуры города в соответствии с лучшими мировыми стандартами северных городов;
- доступная, удобная и безопасная транспортная система;
- развитая социальная инфраструктура;
- рост благосостояния горожан – основа городской самостоятельности;
- возможности для каждого – город претворения идей.
Согласно Аналитическому исследованию «Комплексная оценка потенциала развития территории ГО «Город Якутск», выполнено ООО «Агентство стратегического развития «ЦЕНТР», город сталкивается со следующими вызовами:
- снижение привлекательности и показателей качества жизни административных территорий;
- высокая доля аварийного жилого фонда;
- дефицит сервисных услуг, учреждений дошкольного, школьного, среднего специального образования;
- снижение уровня человеческого капитала за счёт межрегиональных и межмуниципальных миграционных корреспонденций;
- утрата производственных компетенций и снижение производительности труда;
- увеличение числа дорожно-транспортных происшествий ввиду проблем с хаотичной парковкой, отсутствием пешеходных переходов в местах активного пешеходного движения, нехваткой тротуарной сети и сложной конфигурацией перекрестков;
- деградация термически активного слоя многолетнемерзлых грунтов на ранее застроенных участках г. Якутска;
-
формирование «буферной зоны» вокруг аэропорта г.
Якутска
с ограничениями по застройки (функциональными и параметрическими);
- эрозия и размыв берегов реки Лена во время ежегодных паводков при отсутствии комплексной инженерной защиты вдоль всей линейной структуры расселения городского округа
- утрата идентичности и архитектурного своеобразия населённых пунктов городского округа в случае потери историко-культурного наследия.
8.5. Характеристика систем коммунальной инфраструктуры ГО «Город Якутск»
В городском округе преобладает централизованное теплоснабжение. Источниками генерации тепло- и электроснабжения являются ЯГРЭС, ЯГРЭС-2 и ЯТЭЦ, суммарная нагрузка потребления на которые составляет более 50%. Также теплоснабжение обеспечивается за счет котельных разной принадлежности. Длительность отопительного сезона составляет 6077 ч. В летний период тепловая сеть находится в рабочем состоянии 2352 ч. Ремонтный период составляет - 336 ч.
Система водоснабжения в городском округе «город Якутск» подразделяется на две подсистемы: хозяйственно-питьевого и технического назначений. Источник хозяйственно-питьевого водоснабжения располагается на реке Лена – Якутский водозабор. Техническое водоснабжение в целях удовлетворения нужд предприятий, а также в целях поливочных нужд, осуществляется посредством скважин.
Головные водозаборные сооружения обеспечивают водоснабжением потребителей с расчетной мощностью 110 тыс. м3/сутки. Также подачу воды обеспечивают 8 насосных станций и 29 скважин, расположенных в разных районах города. Не обеспеченные централизованным водоснабжением жители получают воду транспортом из 5 водоналивных будок. Общая протяженность магистральных водопроводных сетей составляет 111,7 км.
Система водоотведения городского округа "город Якутск" состоит из хозяйственно-бытовой (централизованной) канализации. Посредством хозяйственно-бытовой сети отводятся стоки от жилой, общественной застройки и промышленных предприятий. Поверхностные стоки отводятся по самостоятельной сети дождевой канализации. Около 82% населения городского округа охвачено системой канализации.
9. Обоснование положений основной части МНГП ГО «город Якутск»
В соответствии с требованиями ст. 29.4 показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения и значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения МНГП ГО «город Якутск» сформированы с учетом положений Региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Саха (Якутия) (далее – РНГП РС), утвержденных Приказом Управления архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2022 г. N 26.
9.1. Коммунальная инфраструктура
Показатели по коммунальной инфраструктуре сформированы на основе п. 1.2.2.2. Предельные значения в области инженерной инфраструктуры РНГП РС, с учетом муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры городского округа «город Якутск» на 2014–2032 годы» (с изменениями на 7 апреля 2022 года). Для расчета планируемых мощностей коммунальной инфраструктуры при новом строительстве многоквартирного жилья следует исходить из расчетного показателя средней жилищной обеспеченности 25 м2 на человека.
9.2. Транспортная инфраструктура
Показатели по транспортная инфраструктуре сформированы на основе п. 1.2.2.1. Предельные значения в области транспорта РНГП РС, с учетом муниципальной программы «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры городского округа «город Якутск» на 2017–2032 годы» (с изменениями на 25 февраля 2022 года). По данным ГИБДД на начало 2021 года, в Якутске зарегистрировано почти 120 тысяч транспортных средств, в том числе 94,5 тысячи легковых автомобилей. Это означает что расчетный уровень автомобилизации населения составляет 250 а/м на тысячу человек. Расстояния от стоянок автомобилей до других зданий и сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 7.1.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 и с нормативными документами по пожарной безопасности. При размещении подземных, полуподземных стоянок автомобилей в жилых и общественных зданиях, а также для обвалованных стоянок автомобилей расстояние от въезда-выезда до жилого или общественного здания не регламентируют. Для подземных, полуподземных и обвалованных стоянок автомобилей регламентируют расстояние от въезда-выезда и вентиляционных шахт до территории школ, дошкольных образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, жилых домов, площадок отдыха и другого назначения, и оно должно составлять не менее 15 м.
Расчет нормативного показателя: «Остановочный пункт общественного пассажирского транспорта». На территории ГО "город Якутск" в настоящее время организовано 612 автобусных остановок. При нормативном показателе 1,75 шт. на 1 тыс. человек общее количество должно составлять – 623 что на 11 превышает текущее значение.
9.3. Социальная инфраструктура
Показатели по социальной инфраструктуре в части физической культуры и массового спорта сформированы на основе п. 1.2.2.4. Предельные значения в области физической культуры и спорта, отдыха и туризма РНГП РС, с учетом муниципальной программы «Комплексное развитие социальной инфраструктуры городского округа «город Якутск» на 2017 - 2032 годы» (с изменениями на 21 февраля 2022 года). Расчет контрольных показателей для ГО «Город Якутск» по социальной инфраструктуре в части образования произведен из расчета текущей численности населения - 357,7 тыс. человек.
Спортивный зал, комплекс спортивных залов в составе
многофункционального спортивного комплекса, не имеющего плавательных бассейнов
и ледовых площадок:
357,7 х 70 = 25 039 (общее нормативное число м2).
Плоскостное спортивное сооружение (в том числе спортивные (игровые) площадки; спортивные поля, включая футбольные поля): 357,7 х 20 = 7 154 (общее нормативное число м2).
Стадион с трибунами: 3,57 х 1,73 = 6 (общее нормативное число объектов).
Плавательный бассейн 357,7 х 75 = 26 828 (общее нормативное число м2 площади зеркала воды).
Лыжная база, лыжный комплекс 3,57 х 1,6 = 6 (общее нормативное число объектов).
Специализированные спортивные образовательные организации, в т.ч. детско-юношеские спортивные школы: 357,7 х 29 = 5 712 (общее нормативное число мест)
Показатели по социальной инфраструктуре в части образования сформированы на основе п. 1.2.2.3. Предельные значения в области образования РНГП РС, с учетом муниципальной программы «Комплексное развитие социальной инфраструктуры городского округа «город Якутск» на 2017–2032 годы» (с изменениями на 21 февраля 2022 года). Расчет контрольных показателей для ГО «Город Якутск» по социальной инфраструктуре в части образования произведен из текущей численности населения - 357,7 тыс. человек.
Дошкольная образовательная организация: 357,7х75=26 828 (общее нормативное число мест). Данный показатель перекрывает текущую потребность, которая ориентировочно составляет 23 300 мест.
Общеобразовательная организация: 357,7х150=53 655 (общее нормативное число мест), что перекрывает текущую потребность, которая составляет 50 118 мест.
Организация дополнительного образования: 357,7х100=35 770 (общее нормативное число мест).
Коррекционные школы, школы-интернаты, в т.ч. для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении для детей-сирот и пр.: 357,7х2=715 (общее нормативное число мест).
Детский оздоровительный лагерь: 3,6х2=7 (общее нормативное число штук).
9.4. Благоустройство территории
Показатели по объектам благоустройства территории сформированы на
основе
п. 1.2.1.8.3 РНГП РС. Минимально допустимая площадь озелененных территорий
общего пользования РНГП РС, с учетом муниципальной программы «Комплексное
развитие социальной инфраструктуры городского округа «город Якутск» на 2017–2032
годы» (с изменениями на 21 февраля 2022 года). Длина велосипедных дорожек
принята по п.6.5 ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования проектирование
пешеходных и велосипедных дорожек.
9.5. Иные объекты, связанные с решением вопросов местного значения
Показатели по библиотечному обслуживанию населения, а также организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры сформированы на основе п. 1.2.2.5. Предельные значения расчетных показателей в области культуры и искусства, организации досуга населения РНГП РС, с учетом муниципальной программы «Комплексное развитие социальной инфраструктуры городского округа «город Якутск» на 2017 - 2032 годы» (с изменениями на 21 февраля 2022 года), а также Распоряжение Министерства культуры РФ от 29 апреля 2016 г. N Р-547 О Методических рекомендациях субъектам РФ и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры.
Расчет контрольных показателей для ГО «Город Якутск» по показателю: «объект культурно-просветительного назначения (библиотека)»: произведен из расчета текущей численности населения - 357,7 тыс. человек: 357,7 ÷ 20 = 18 (общее нормативное число штук при фактическом показатели – 20 шт.).
Расчет контрольных показателей для ГО «Город Якутск» по показателю: «объект культурно-досугового (клубного) типа»: произведен из текущей численности населения - 357,7 тыс. человек: 35,7 х 1 = 36 (общее нормативное число объектов). Под учреждением клубного типа понимается организация, основной деятельностью которой является создание условий для занятий любительским художественным творчеством, предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и досугового характера.
Расчет контрольных показателей для ГО «Город Якутск» по показателю: «зрелищная организация: театр, концертный зал, кинотеатр»: произведен из текущей численности населения - 357,7 тыс. человек: 35,7 х 1 = 36 (общее нормативное число объектов).
Показатели по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения сформированы на основе п. 1.2.2.6. Предельные значения расчетных показателей в области организации ритуальных услуг РНГП РС.
10. Термины и определения
Благоустройство – деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Велопешеходная дорожка – велосипедная дорожка, предназначенная для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенная дорожными знаками.
Велосипедная дорожка – отдельная дорога или часть автомобильной дороги, предназначенная для велосипедистов и оборудованная соответствующими техническими средствами организации дорожного движения.
Гараж – здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения) ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением.
Обвалованная стоянка автомобилей – наземная или заглубленная стоянка автомобилей с обвалованными грунтом более 50% наружными ограждающими конструкциями, выступающими выше уровня земли.
Инфраструктура — это совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность общества или какой-либо ее отдельной сферы.
Объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления ОМСУ полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Органы местного самоуправления (ОМСУ) - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Парк культуры и отдыха — это объект ландшафтной архитектуры, структура которого предусматривает рекреационную зону, зону аттракционов и зону сервиса.
Твердые коммунальные отходы (ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Часть III. Правила и область применения
11. Правила и область применения МНГП ГО «город Якутск»
11.1. Обязательные случаи применения МНГП ГО «город Якутск»
В соответствии с ГрК РФ МНГП ГО «город Якутск» применяются при подготовке следующих документов:
- Генерального плана ГО «город Якутск»;
- Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск»;
- Документации по планировке территории ГО «город Якутск».
В соответствии с требованиями части 3 статьи 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом местных нормативов градостроительного проектирования.
В соответствии с требованиями пункт 4 части 6 статьи 30 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки в границах зоны, в которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, необходимо установить расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения, т.е. аналогичные показателям МНГП.
В соответствии с требованиями пункт 7 части 4 статьи 42 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов местного значения МНГП ГО «город Якутск», а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения
В соответствии с требованиями части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии нормативами градостроительного проектирования
11.2. Иные случае применения МНГП ГО «город Якутск»
МНГП ГО «город Якутск» рекомендуются к учету при разработке архитектурно-градостроительных концепций, мастер-плана развития ГО «город Якутск» или части его территории и иных подобных градостроительных работ, финансируемых из бюджетных или внебюджетных средств.
В программе комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1050 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 41, ст. 5661), программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов в соответствии с требованиями к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 502, программах комплексного развития систем транспортной инфраструктуры городских округов в соответствии с требованиями к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1440, (далее - программы) рекомендуется предусматривать обеспечение достижения расчетного уровня обеспеченности населения городского округа услугами, а также доступность объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа для населения в соответствии с МНГП ГО «город Якутск». Кроме этого, в программы рекомендуется включать оценку эффективности мероприятий, предусмотренных программами, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения услугами в соответствии с МНГП ГО «город Якутск».
Обратная связь:
В случае, если У вас имеются свои корректировки по внесению изменений по данному административному регламенту, то для обратной связи Вы можете отправить свои предложения по электронной почте: dgykt@mail.ru.