08.09.2017

Якутск -- город открытой власти и добрых людей

08.09.2017SakhaPress

Якутск - город открытой власти и добрых людей

В преддверии 385-летия Якутска и Дня города в гостях у нашего интернет-издания Заместитель Главы города - руководитель аппарата Георгий Михайлов.

-- Георгий Николаевич, в рейтинге российских городов Якутск один из лидеров в части открытости и доступности для жителей города. Он же стоит на первых местах по внедрению передовых муниципальных практик, развитию электронных муниципальных услуг. К нам ездят учиться и нас приглашают учить. А ведь каких-то пять лет назад мы и мечтать об таком не могли… С чего же это всё  начиналось?

-- Действительно, сегодня мы можем, опираясь на жителей города, не только ставить перед собой глобальные и амбициозные задачи, но и выполнять их. Но наши первые шаги были куда скромнее. В 2012 году, когда пришла новая команда, перед ней была поставлена задача, чтобы как можно больше обсуждать проекты развития города с населением. И постараться вовлечь горожан не только в диалог, но и прямое взаимодействие. Это довольно непростая задача. По исследованиям социологов, всего лишь 10 % населения любых городов являются активными участниками такого процесса.  

В первую очередь, были, конечно, изучены успешные практики больших городов России, смотрели мы и на зарубежный опыт. Так, выявили те направления, которые можем применить у себя в городе. Начали с мониторинга проблем, когда жители смогли бы оперативно жаловаться на то, что их не устраивает.  Чтобы было открыта всем не только сама жалоба, но и выполнение мер по её устранению.

Одним из первых проектов новой команды стал городской портал OneclickYakutsk (http://www.oneclickyakutsk.ru/). Основные проблемы в то время были, в основном, бытовыми: где-то не вывозится мусор, возле школ бегают бродячие собаки и т.д. 

Скажу откровенно, с начала своего открытия портал One click Yakutsk  воспринимался населением недостаточно всерьез, активность там была небольшая. Но времени для того, чтобы люди поняли насколько он действенен (выполнение обращений на портале мониторится не только специалистами, но и первыми лицами городской администрации) потребовалось немного.

Сегодня портал из небольшого сервиса вырос в серьезный муниципальный инструмент. Доложу вам, что на данный момент здесь действует восемь сервисов, благодаря нему решено 4584 проблемы, состоялось 309 публичных слушаний, рассмотрено 198 народных проектов, опубликовано 125 отчетов должностных лиц.

В дальнейшем в 2013-2016 г.г были запущены и другие современные городские автоматизированные системы. Например, городской портал «Бюджет для граждан» (http://openbudget.yakadm.ru/). Он раскрывает информацию о доходах и расходах местного бюджета, о финансировании муниципальных программ, о субсидиях и грантах, предоставляемых на конкурсной основе. Портал «Муниципальные закупки» (http://www.zakupki.yakadm.ru/) раскрывает информацию о размещении муниципальных заказов,  обеспечивает свободный и безвозмездный доступ к полной и достоверной информации о контрактной системе Окружной администрации города Якутска в сфере закупок. Геопортал городского округа «город Якутск» (http://map.yakadm.ru/) отображает на интерактивной карте открытые сведения, пространственные данные: земельные участки, сформированные на аукцион, нестационарные объекты торговли, объекты наружной рекламы, разрешения на строительство/ввод в эксплуатацию (объекты капитального строительства), проекты межевания территории, проекты планировки территории и др.

-- За интернетом, конечно будущее, но большинство всё же больше доверяет живому общению…

-- Интернет всё же наступившее настоящее. Но живой, непосредственный диалог, конечно же, не утратил своего значения, напротив, он приобретает всё большую актуальность.

В 2013 году мы начали проводить единый информационный день. Каждую последнюю пятницу месяца рабочие группы Окружной администрации проводят выездные информационные встречи в округах и пригородах, в трудовых коллективах городского округа.

Начав проводить единый информационный день, мы сразу прояснили для себя реальную картину на территории городских управ и пригородов: чем живут здесь люди, их насущные проблемы, в том числе, насколько пользуется та или иная управа популярностью и как часто ходит сюда народ. Не все управы оказались популярными, пришлось параллельно корректировать и настраивать их работу. Сегодня большинство населения Якутска, которое испытывает  трудности, знает, куда требуется подойти для решения тех или иных вопросов напрямую.

Для большего охвата населения мы решили выйти в коллективы крупных предприятий, учреждений и организаций. Договариваемся с руководством, назначаем время, приходим, информируем о проведенной работе, отвечаем на вопросы. Замечу, если вначале мы по большей части отвечали на вопросы бытового уровня, то  сегодня уже идут предложения как нам улучшить город, как принять решение по тому или иному вопросу.

Если смотреть по цифрам, то за один информационный день, который проходит по 15 административным территориям, к нам поступает около 200 предложений. А за весь этот период в ЕИД приняли участие 13996 горожан, поступило 4297 вопросов и предложений, дано 3750 ответов и разъяснений, 547 обращений взято на контроль и отработано городскими службами.

Помимо того ежегодно проходят отчеты Окружной администрации: с 2013-2016 г.г. в отчетах перед населением в округах и пригородах приняли участие 9456 человек. Поступило 1928 вопросов и обращений, по всем из них даны разъяснения и поручения, предложения горожан приняты для учета в муниципальных программах.

Добавлю также, что с этого года мы начали проводить отчетность должностных лиц в новом формате: каждый руководитель структурного подразделения выходит с прямым эфиром на портале OneclickYakutsk с отчетом, который транслируется через соцсети -- фейсбук, вконтакте, инстаграмм, ютуб и на самом портале. Люди имеют возможность задавать вопросы в он-лайн режиме.

Сейчас думаем над тем, как сделать этот формат ещё более эффективным. Есть предложение собирать аудиторию у известных блоггеров. Тогда бы проведение таких отчетов должностных лиц было бы более адресным.

В целом, что касается охвата, статистика показывает, что в среднем отчет одного должностного лица достигает тысячи просмотров. Это неплохая цифра, она куда выше той, когда мы размещали простые бумажные документы, дополняя их фотографиями. 

-- Как проводится обработка поступивших вопросов и обращений?

-- Обычно на заданный вопрос отвечает присутствующий на месте компетентный специалист. Конечно, собрать специалистов всех профилей на одном участке невозможно и в случае отсутствия такового вопрос забирается в письменном виде, протоколируется и в условленный законом срок, а это 1 месяц, на него дается письменный ответ.

-- Мы начали разговор с того что 5 лет назад город выявлял инициативных граждан для того, чтобы на них опереться. Неделю назад в Якутске прошёл целый форум инициативных граждан, там участвовали сотни человек, целые городские команды, включающие в себя работников ЖКХ, архитекторов, предпринимателей и даже собачников. Откуда они все появились?

-- В 2012 году, когда мы анализировали городскую проблематику, как я говорил, на первое место выходили вопросы благоустройства. После того как мы отрегулировали их решение, мы начали заниматься повышением инициативности горожан. Так был объявлен год народной инициативы год, когда мы начали выявлять инициативных  горожан, вокруг которых могли бы возникнуть очаги народной активности. В то же время был инициирован проект "Народный бюджет", который позволил в полной мере выявить этих людей.

Кстати, не без гордости скажу, что с тех пор как действует проект «Народный бюджет, в его рамках построено 26 детских и спортивных площадок, проведено 30 образовательных, культурных и спортивных общегородских мероприятий, снято 5 художественных фильмов, издано 7 книг, благоустроено 18 дворовых территорий и общественных мест, дворовые территории 5 городских и пригородных школ, введено 3 теплые автобусные остановки и 4 летних водопровода, построено и реконструировано 11 скверов и памятников, проведено 20 благотворительных, социальных и волонтерских акций. И здесь ведь главное не количество, а то, что всё это сделано благодаря идеям, личному вкладу, руками самих горожан!  Две руки хорошо, а четыре ещё лучше... 

Следующим был Год народной солидарности. Это было сделано для того, чтобы вокруг инициативных горожан консолидировались единомышленники и результаты были бы ещё выше.

Поработав над  Годом народной солидарности стало понятно: чтобы сделать город ещё лучше, мы должны продвигать идеалы труда. И был объявлен год Труда, одним из его положений стала инициатива по высадке в Якутске миллиона цветов. 

За это время мы заложили традиции взаимовыручки и добровольчества. Наша задача -- вовлечь в наши планы ещё больше горожан. 

Сейчас у нас идёт Год добра.  Важно, чтобы сострадание и добро всегда оставались стержнем в отношениях людей, важно сохранять и обогащать особую культуру города, основанную на взаимном уважении представителей более ста народов, веками мирно живущих на одной земле!

-- Спасибо за обстоятельный разговор.

Сергей НИКОЛАЕВ.