Из истории развития финансовой системы города Якутска

 

Финансовая система Русского государства стала складываться в IXX вв. одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV в.

В XVIII в. в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.

В Якутии же в дореволюционное время все государственные учреждения финансировались через Якутское казначейство Иркутским финансовым отделом Иркутской губернии. Мобилизация налогов и сборов, в свою очередь, проводилась через отделения Госбанка податными налоговыми инспекциями.

С того дня, когда в Якутии была установлена Советская власть, районный революционный комитет под председательством М.К. Аммосова потребовал у Москвы и у Восточно-Сибирского правительства (г. Омск) создания собственной финансовой структуры.

С 31 декабря 1918 г. проводилось объединение на местах общегосударственного и местного налогового и сметного дела, осуществлялось единство кассы. Общее наблюдение за деятельностью сосредотачивалось в едином органе, который существовал в виде двух параллельных финансовых органов: первого – в лице обслуживающих исключительно государственный бюджет, подлежащих реорганизации, прежних финансовых учреждений; второго – в лице финансовых отделов уездных и губернских исполкомов, которые взяли на себя ответственность контролировать работу прежнего бюрократического аппарата, а также значительно расширенное финансовое дело бывших земских и городских самоуправлений.

10 июня 1920 г. создан Уездный финансовый отдел в г. Якутске, заведующим назначен Бялыницкий-Бируля В.В. (на основании директив из центра постановлением Якутского районного революционного комитета). Ему поручалось приступить к срочной организации отдела совместно с инструкторами Иркутского губернского финансового отдела.

11 июня 1920 г. приказом председателя районного революционного комитета заведующим уездного финансового отдела райревкома назначен Бялыницкий В.В.

13 августа 1920 г. постановлением Иркутского губернского революционного комитета №156 утвержден штат Якутского уездного финансового отдела в количестве 76 единиц, укомплектованный по состоянию на 21 июля 1020 г. в составе 68 ед.

На губернские и уездные финотделы (ГФО и УФО) на местах было возложено управление финансами, после национализации банков и ликвидации казенных палат и института податных инспекторов.

На основании первых декретов пролетарского государства проводилась коренная перестройка финансовой и налоговой политики, начиная с реорганизации старого финансового и налогового аппаратов.

В состав УФО входили два подотдела: сметно-кассовый и налоговый. Они занимались учетом объектов и субъектов обложения, исчислениями с них налогов и сборов, из взысканием, выплатами денежных средств на финансирование расходов. При УФО состояли податные инструкторы и приходно-расходные кассы.

С 1922-1923 гг. составлялись сначала ежеквартальные, а затем ежегодные бюджеты по доходам и расходам. Открытие УФО при районном ревкоме стало большим шагом в создании финансовой структуры в г. Якутске, а также республики.

В июне 1922 г. в связи с постановлением ВЦИК о переходе органов государственной власти на содержание государства, было принято решение о слиянии местного бюджета с государственным.

В 1922 г. ВЦИКом утвержден перечень местных налогов и сборов, а в ноябре 1922 г. – временное положение «О местных финансах». Постановление ВЦИК и СНК от 29.08.22 г., ст. 24 – по взиманию местного налога с лиц, пользующихся наемным трудом, гласило: налог не должен превышать при одной прислуге – 20 рублей, более одной – 100 рублей за каждое наемное лицо в полугодие в дензнаках 1923 г.

В эти годы существовало 14 видов местных налогов и сборов: квартирный налог; налог со скота; налог с извозного промысла; налог с перевозного промысла; налог с выездных лошадей и экипажей; налог с велосипедов, самодвижущихся экипажей; налог с пригоняемого на рынок для продажи скота; сбор за пользование общественными весами; налог с плакатов, афиш и световых реклам; прописочный сбор; надбавка к государственному охотничьему сбору; налог на лиц, пользующихся наемным трудом; канцелярский сбор; натуральный налог – по ценам, по которым фактически произведена реализация всех натуральных фондов.

В 1924 г. введена твердая национальная валюта. Местные Советы становились все больше заинтересованы в тщательном сборе всех налогов и сборов и все более укреплялись за счет формирования местных бюджетов. Главным звеном финансовых преобразований была успешно проведена денежная реформа в стране.

Если в течение первых лет доходы местного бюджета состояли только из поступлений местных налогов и сборов и поступлений от доходов местных предприятий, то к 1929-1930 гг. в местный бюджет постепенно были переданы отчисления от государственных налогов и доходов, что увеличило местный бюджет в 35 раз (в смете города на 1922-1923 гг. бюджет по доходам составлял 33 тыс. рублей, в 1929-1930 гг. – 1164,5 тыс. рублей). Постепенно Якутским Центризбиркомом осуществлялись меры по усилению власти на местах, в том числе и финансами.

В соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 18.02.1930 г. и циркулярным распоряжением Наркомфина РСФСР пересмотрено Положение о местных финансах РСФСР. В связи с переходом к районному делению республики с 1 марта 1930 года на бюджет города были переданы сельские Советы (Тулагино-Кильдямский, Мархинский, Хатасский, Табагинский, Маганский, Кильдямский, Хатынг-Урахский, Павловский), которые впоследствии были возвращены на бюджет района. Обратно к бюджету города 5 сельских Советов (Тулагино-Кильдямский, Мархинский, Маганский, Хатасский, Табагинский) прикреплены только в 1965 году.

Согласно проекту налоговой реформы, принятой ЦИК и СНК РСФСР в сентябре 1930 г., вместо более 60 государственных налогов и сборов, акцизов и различных взносов, утверждено 6 основных «положений»: налог с оборота предприятий общественного сектора, отчисления в доход государства прибыли госпредприятий, подоходный налог с предприятий общественного сектора, единая госпошлина, промысловый налог с частных предприятий и промыслов, подоходный налог с частных лиц. В эти годы произошла коренная перестройка финансовой работы, осуществился «переход к методам массовой политической работы и организации вокруг финансовых органов широчайшего финансового актива из передовых рабочих и колхозников. Финансовая работа становилась все более массовой и политической.» Так, для усиления развертывания жилищного строительства в городах и рабочих поселках на 1931 год был введен единовременный сбор с населения на нужды жилищного строительства, по бюджету города данный сбор был исчислен в сумме 484,2 тыс. руб., в годы Великой Отечественной войны – военный налог и госзаймы, активно размещаемые среди населения вплоть до 1955 года.

В 1929-1930 гг. хозяйственные организации финансировались из местного бюджета: баня, прорубь, заготовка дров, бойня, 9 начальных и неполно-средних школ, 2 детских дома, 2 детских сада, центральная библиотека, клуб, школа для взрослых и ветеринарный пункт. Уже с 1932 года на места было передано финансирование расходов из местного бюджета учреждений просвещения (курсы якутизации, Дом якута и крестьянина), здравоохранения (областная больница, объединенный диспансер, бактериологическая лаборатория, детский тубсанаторий, врачебный контроль), а также городская нотариальная контора, Инспекция труда и инвалидный дом в с. Марха.

В 30-е годы в структуру Горфинотдела входили работники инспекции по массовым платежам, по штатам, по финансированию городского хозяйства, инспекторы госдоходов, бухгалтеры окладного счетоводчества.

В 1950-1980 гг. структура Горфинотдела выглядела так:

·                      Руководство,

·                      Штатный отдел,

·                      Бюджетный отдел,

·                      Отдел государственных доходов,

·                      Отдел финансирования местного хозяйства,

·                      Контрольно-ревизионный отдел.

К концу 80-х годов был также образован отдел агропромышленного комплекса.

Городской финансовый отдел занимался реализацией следующих задач:

·                     - организация и работа по исчислению и взиманию платежей в бюджет города с государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций;

·                     - взимание налогов и сборов с населения и неналоговых платежей;

·                     - контроль за постановкой бухгалтерского учета предприятий, учреждений города и составление отчетности;

·                     - обеспечение, в соответствии с утвержденным народно-хозяйственным планом и бюджетом, своевременного финансирования предусмотренных мероприятий и контроль за использованием бюджетных средств.

28.04.1983 г. Указом Президиума ВС РСФСР, в связи с ростом численности постоянного населения в городе Якутске, были образованы Октябрьский и Ярославский районы, и при каждом из них был образован свой финансовый отдел. Общий сводный отдел был при Якутском горисполкоме. Численность работников составляла в Якутском горфинотделе – 24 шт. ед., в Ярославском и Октябрьском – 15 и 16 шт. ед. соответственно. Районы существовали 5 лет. Указом Президиума ВС РСФСР от 30.08.1988 г. районы в Якутске были упразднены. Штат Якутского горфинотдела составил 64 единицы.

В 1990 г. работники отдела госдоходов Якутского горфинотдела перешли в налоговые органы республики и города, в связи с образованием госналогслужбы РСФСР. Начислением и сбором налогов с организаций и физических лиц стали заниматься налоговые органы. С 1990 г. численность Горфинотдела составляла 30 шт. ед.

В кризисные 90-е годы финансовый орган прилагал все усилия для того, чтобы своевременно собирались доходы и производились социальные выплаты. В эти тяжелые времена расчеты могли производиться товарами, услугами, зачетами взаимных требований. В 1997 году по инициативе финансового органа была создана Комиссия по работе с задолжниками по налоговым и неналоговым платежам в бюджеты всех уровней, которая действует и по сей день. Комиссия занималась регулированием потоков в бюджет, параллельно помогая решать проблемы с взаимными неплатежами. В эти годы впервые было разработано Положение «О налоговой политике города Якутска» с утверждением Положений по местным налогам и сборам.

В 1992 г. Якутский горфинотдел переименован в Финансовое управление, в 1993 г. – преобразован в Финансовый комитет, в соответствии с новыми условиями перехода к многоукладной рыночной экономике, расширением функций и полномочий.

С 2001 г. Финансовый комитет преобразован в Финансово-казначейское управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по г. Якутску. В 2011 году был переименован в Управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в г. Якутске.

С 1 января 2014 года создан и ныне функционирует финансовый орган местной администрации городского округа «город Якутск» - Департамент финансов Окружной администрации города Якутска.

Фото1. Казначейство.
Фото2. Конюх.
Фото3. пл.Ленина.
Фото4. пл.Ленина.

Яндекс.Метрика \